Маленький философ в мире вопросов
воспитатель Суровкина Ю.С.
Он взрослых изводил вопросом «Почему»?
Его прозвали маленький философ.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с той поры он больше никому
Не задает вопроса «Почему»?
Не правда ли, обыкновенная история взаимоотношений взрослого и ребенка?
«Вопрос – предложение, требующее ответа, объяснения, отзыва, подтверждения или отрицания, согласия или отказа», - такое определение вопросу дает В.И.Даль.
Ребенок – маленький исследователь мира, и, получая, благодаря органам чувств, различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. А мы, как всегда заняты…..
И все реже нам дети задают вопросы.
Парадоксально, но в дальнейшем, думающие родители и педагоги оказываются перед проблемой, как научить ребенка задавать вопросы, чтобы из ответов получать исчерпывающую информацию об окружающем мире.
Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу. Результат бесед – блестящее образование.
Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.
Какие могут быть вопросы? Все многообразие вопросов можно разделить на две большие группы:
1.Уточняющие (прямые) вопросы: «Верно ли, что?», «Надо ли…?», «Должен ли…?»
2.Восполняющие (непрямые) вопросы: «Где?», «Когда?», «Кто?», «Почему?».
В процессе обучения детей искусству задавать вопросы существует иерархическая лесенка. Мы рассмотрим ее на примере схемы израильского психолога Эрики Ландау – специалиста в области обучения одаренных детей.
1 уровень – описательные вопросы: «Кто?», «Как?», «Что?», «Где?», «Когда?».
Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать и описывать происходящие события.
2 уровень – каузальные вопросы: «Почему?», «Отчего?».
Эти вопросы требуют понимания и установления связей ( ассоциаций).
3 уровень – субъективные вопросы: «Что я об этом знаю?», «Что я при этом чувствую?», «Когда я видел или переживал что-либо подобное?». Здесь мы видим персонификацию и обращение ребенка к своему опыту.
4 уровень – воображаемые вопросы: «Что было бы, если…..?». Дети учатся предвидеть события и устанавливать причинно-следственные связи.
5 уровень – оценочные вопросы: «Что лучше?», «Что правильнее?». Эти вопросы подводят детей к оценке.
6 уровень – вопросы, ориентированные на будущее: «Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что еще ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство и бросают вызов воображению ребенка.
А есть ли сегодня в арсенале педагогики игры, позволяющие развивать у детей умение задавать вопросы? Есть! Предлагаю вашему вниманию следующие игры:
Один из детей загадывает слово и сообщает всем первый звук. Допустим, что это звук «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос: «Это предмет?», «Он находится рядом?» и т.д. Ребенок, загадавший слово, отвечает «Да» либо «Нет».
Детям предлагается ситуация. Например: «Мама забрала девочку из детского сада еще дл обеда. Как ты думаешь, что могло произойти?»
Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.
Представь, что ты говоришь с незнакомым ребенком из соседнего детского сада. Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?
Если бы домашние животные (собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик) могли говорить, как ты думаешь, какие вопросы они захотели бы задать тебе?
Говорящему попугаю Грише стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?». А вот как дальше? Помоги попугаю Грише задать вопросы хозяину.
Кроме этого в моем арсенале имеется дидактическое пособие «Волшебный поясок», которое включает в себя:
-
игровое поле – пояс с десятью кармашками для информации
-
комплекты тематических картинок по лексическим темам
-
прищепки, выполняющие функции меток (для сужения поля поиска)
-
фишки (наклеиваются на обороте карточки)
Правила игры:
Ведущий задумывает картинку с изображением предмета, находящегося в пояске. Ребенку необходимо отгадать, какую картинку задумал ведущий, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «Да» или «Нет». Ведущим может быть взрослый или ребенок. В игре может участвовать группа детей, подгруппа, интересно проходит игра в парах со сменой функций. Поясок может висеть на стене, лежать на полу, а может опоясывать одежду ведущего. В зависимости от возраста детей, особенностей их внимания в поясок вкладываются 6, 8,10 картинок. Игру может организовать взрослый. Замечательно, если дети играют в поясок по своей инициативе.
Игротека
Дети расставляют в пояске фигуры в любом порядке. Затем ведущий задумывает геометрическую фигуру. Дети по желанию устанавливают метку посередине пояска и задают вопросы: «Эта фигура находится справа от метки?», «Это плоскостная фигура?», «Это маленькая фигура?», «Она красного цвета?».
В поясок выкладываются картинки различной тематики, например, несколько грибов, несколько животных, несколько картинок, изображающих транспорт. Вопросы могут звучать так: «Это гриб?», «Это транспорт?».
Возможные вопросы: «У этого предмета есть руль?», «У него есть шапочка?».
В этой игре задаются следующие вопросы: «Что делает предмет?», «Что делают с предметом?», «На нем можно ездить?».
В этой игре можно задавать только три вопроса (три попытки). Проверка интуиции и везения.
Нужно придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слова «Сколько». За каждый придуманный вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
В этой игре угадываем задуманный предмет молча, используя невербальные формы общения (жесты, мимику). И вопрос, и ответ – молча.
В этой игре в пояске только одна картинка. Можно придумывать самые разнообразные вопросы. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов.
Дети произвольно раскладывают картинки в пояске и называют любые четыре числа (от 1 до 10). Договариваемся, что первое число отвечает на вопрос «Кто?», второе число – «С кем?», третье число – «На чем полетели?», четвертое число – «В какую сторону?». Пронумеруем кармашки и получаем интересное сообщение.
Дети рассматривают поясок (1-2 минуты), а затем, по сигналу ведущего закрывают глаза. Ведущий меняет вначале местами 2 картинки, затем 3,4,5. По сигналу ведущего, открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.
Дети закрывают глаза, ведущий вынимает из пояска картинку. Детям предлагается угадать, какой картинки не стало.
Дети встают в круг. Ведущий завязывает поясок с картинками вокруг талии и встает в центр круга. Затем несколько раз медленно поворачивается, снимает поясок и переворачивает его. Выигрывает тот, кто запомнил больше картинок.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ |